Игрушки оказались лучшей инвестицией, чем золото, предметы искусства и ценные бумаги

Игрушки оказались лучшей инвестицией, чем золото, предметы искусства и ценные бумаги

0 14

Необычные способы инвестирования, например коллекционирование игрушек, могут приносить хороший доход. Так, снятые с производства наборы LEGO растут в цене на 11 процентов в год — быстрее, чем золото, акции и облигации, показали экономисты из ВШЭ.

Статья опубликована в журнале Research in International Business and Finance. Согласно опросу Barclays, богатые люди инвестируют примерно 10 процентов средств в драгоценности, предметы искусства, антиквариат, коллекционные вина и автомобили (помимо традиционных вложений в ценные бумаги).

Особенно высок спрос на такие товары (и рост цен на них) в развивающихся странах: Китае, России и государствах Ближнего Востока. Этот способ разнообразить вложения хорошо изучен, в отличие от более необычных предметов, покупка которых может показаться несерьезным занятием: наборов LEGO, кукол Барби, фигурок супергероев, моделей машин или поездов.

«Мы привыкли к тому, что если люди покупают какие-то вещи ради инвестиций, то это драгоценности, антиквариат или предметы искусства. Однако есть и другие варианты, например, коллекционные игрушки. На вторичном рынке LEGO каждый день совершаются десятки тысяч сделок. Даже учитывая небольшую стоимость большинства наборов, это огромный рынок, который мало знаком традиционным инвесторам», — рассказала один из авторов исследования, доцент факультета экономических наук ВШЭ Виктория Добрынская.

Наборы конструктора могут быстро расти в цене, и тому есть несколько причин. Во-первых, их производят в ограниченных объемах, особенно специальные коллекции, посвященные культовым фильмам, книгам или историческим событиям. Во-вторых, после завершения продаж количество игрушек, доступных на вторичном рынке, оказывается невелико: многие владельцы не видят в них ценности (и детали теряются или выбрасываются), другие же, наоборот, придают им большое значение и не хотят продавать.

В-третьих, конструктор выпускается на протяжении нескольких десятилетий и имеет немало поклонников среди взрослых. Логично предположить, что чем больше времени проходит с момента выпуска набора, тем больше их будут ценить как классический образец или предмет ностальгии и тем меньше их останется на рынке. Однако полноценных исследований, в которых проверялось бы это предположение, до сих пор не проводилось.

Авторы статьи изучили цены на 2322 набора LEGO за период 1987–2015 годов, в датасет вошли данные о продажах на первичном рынке и сделках на онлайн-аукционах (из них отбирались только продажи новых, не открытых наборов). Цены на вторичном рынке начинают расти через два-три года после выхода конструктора, но в целом меняются очень по-разному: от –50 до +600 процентов в год.

Маленькие и очень большие наборы дорожают быстрее, чем средние, — вероятно, потому, что маленькие наборы часто содержат уникальные детали или фигурки, а очень большие выпускаются реже и больше привлекают взрослых. Также хорошо прибавляют в цене наборы, посвященные известным зданиям, фильмам или популярным праздникам (самые дорогие из них: «Тысячелетний сокол», «Кафе на углу», «Тадж-Махал», «Звезда смерти II» и «Имперский звездный разрушитель»). Отдельную категорию составляют наборы, продававшиеся очень короткое время либо раздаваемые на промоакциях компании: редкость добавляет им ценности в глазах коллекционеров.

В среднем наборы LEGO прибавляют в цене 10–11 процентов в год (и выше, если новый набор был куплен на первичном рынке со скидкой) — это больше, чем дают акции и облигации, золото и многие предметы коллекционирования, такие как марки и вина. Кроме того, цены на наборы слабо зависят от ситуации на фондовом рынке (они росли даже в кризисном 2008 году) и относительно невысоки (по сравнению с предметами искусства, антиквариатом и автомобилями), что делает их надежным и доступным способом инвестиций. Однако, отмечают авторы работы, вложения в LEGO оправдывают себя лишь в долгосрочной перспективе, от трех лет, и связаны с бóльшими расходами (на доставку, хранение), чем ценные бумаги.

«Инвесторы в LEGO получают немалую доходность от перепродажи нераспакованных наборов, особенно редких, выпущенных небольшим тиражом или давно ушедших с прилавков магазинов. Наборы, выпущенные 20–30 лет назад, вызывают чувство ностальгии у фанатов LEGO, и цены на них зашкаливают. Но несмотря на высокие доходности LEGO на вторичном рынке в целом, не все наборы одинаково успешны, и нужно быть поистине фанатом LEGO, чтобы разбираться в тонкостях рынка и увидеть инвестиционный потенциал определенного набора», — добавила Виктория Добрынская.  

Источник

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Оставить комментарий