Большинство россиян уверены, что соотечественники разделяют их ценности и взгляды

Большинство россиян уверены, что соотечественники разделяют их ценности и взгляды

0 4

Исследовательница из НИУ ВШЭ Маргарита Фабрикант проанализировала разницу в уровне воспринимаемого и реального ценностного консенсуса среди жителей России. Выяснилось, что более половины жителей России считают, что их взгляды совпадают со взглядами большинства сограждан. При этом пожилые респонденты больше склонны считать свои ценности общепринятыми, а чем выше уровень образования, тем чаще люди ставят под сомнение консенсус относительно своих взглядов.

Результаты исследования опубликованы в препринте на SocArXiv. Подробнее — в материале IQ.HSE. В ходе своей работы Маргарита Фабрикант предприняла попытку исследовать особенности воспринимаемого консенсуса в России — насколько он высок и с какими факторами связан. Исследование было проведено на базе данных двух волн — 2014 и 2021 годов — Российского социального исследования, проводимого Институтом сравнительных социальных исследований (ЦЕССИ). Анкета включала пункт, направленный на определение уровня воспринимаемого консенсуса: «Мне кажется, что большинство тех, кто живет в нашей стране, разделяют мои взгляды и ценности» — с вариациями ответов от «полностью согласен» до «совершенно не согласен».

Учитывались такие показатели, как уровень гордости за страну, удовлетворенность жизнью, социальное и институциональное доверие, социодемографические параметры, а также взгляды, касающиеся обеспечения равенства доходов или важности демократической формы правления в стране. В ходе исследования использовались статистические методы анализа данных. Результаты показали, что в последние годы воспринимаемый консенсус был среди россиян достаточно сильным. Так, в 2014 году около половины респондентов скорее согласились и около четверти полностью согласились с утверждением, что большинство населения разделяет их взгляды.

В 2021 году, как отмечает Маргарита Фабрикант, уровень воспринимаемого консенсуса несколько снизился, но остался достаточно высоким: число тех, кто скорее согласен или полностью согласен, в три раза больше, чем число тех, кто частично или полностью не согласен с утверждением в анкете. Число не определившихся в этом вопросе («ни согласен, ни не согласен») увеличилось между 2014 и 2021 годами на 10 процентных пунктов.

Что касается взаимосвязей, то были обнаружены, например, положительные корреляции воспринимаемого консенсуса с чувством групповой принадлежности, а также приверженности стране. В особенности речь идет о предпочтении России другим странам и готовности поддерживать страновую лояльность, несмотря на признание недостатков своего отечества. Уровень воспринимаемого консенсуса также выше среди тех, кто имеет более высокий уровень субъективного благополучия и социального доверия.

Среди социодемографических параметров значимым оказался эффект возраста: чем старше респондент, тем выше воспринимаемый консенсус. Зато проявилась обратная связь с образованием: чем оно выше, тем ниже воспринимаемый консенсус. Оба эффекта, как поясняет Маргарита Фабрикант, могут быть легко объяснимы. Молодые люди склонны ценить оригинальность взглядов, воспринимать это как достоинство. Кроме того, молодые люди в силу возраста меньше времени участвовали в формировании текущего положения вещей в обществе. Ну а более высокий уровень образования способствует критическому мышлению и разнообразию взглядов.

В целом характер связи воспринимаемого и объективного ценностного консенсуса говорит о том, что люди, мнение которых отличается от мнения большинства, склонны верить, что оно, наоборот, совпадает с мнением большинства. Вероятно, это проявление эффекта «информационного пузыря», считает Маргарита Фабрикант. Она считает, что в настоящее время преобладает тенденция переоценивать степень распространенности своих взглядов в обществе. Интернет и особенно социальные сети значительно облегчают поиск единомышленников, так что возможности для общения больше не ограничены пространственной близостью.

«Люди, которые имеют изначально отличные от большинства взгляды, возможно, более склонны активно искать единомышленников и объединяться внутри “информационных пузырей”», — поясняет она. В результате мнения, не совпадающие с мнением человека, остаются за пределами пузыря, и у него вырабатывается индивидуальное представление об обществе в целом по образцу его пузыря.  

Источник

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Оставить комментарий